Личный опыт

Абонент недоступен

По первому образованию Василина Корнилова — учитель русского языка и литературы. Любовь к детям привела её в ряды волонтёров «Норникеля», и Василина стала одним из кураторов проекта, который помогает отвлечь детей от гаджетов.
— Как возникла идея проекта «Абонент недоступен»?
— Наши дети полностью или частично живут в digital-реальности, и в результате их главная проблема — клиповое мышление. Дети не могут сосредоточенно думать более 15−20 минут.

Всем современным родителям известна эта проблема, в том числе и мне, маме двоих детей. В 5−6 лет ребёнок получает от родителей гаджет, чтобы играл и никого не беспокоил. В итоге к подростковому возрасту дети проводят в смартфоне почти всё свободное время.

Дети разучились общаться. Даже сидя рядом на лавочке или диване, друзья не разговаривают, а переписываются в соцсетях. Конечно, виноваты прежде всего взрослые.

Поэтому мы хотели сократить время, которое подростки проводят с гаджетами, вовлечь их в социальную активность, развить навыки живого общения.

Мы решили организовать детям досуг. Я убеждена, что заинтересовать можно любого ребёнка, если найти к нему подход и относиться с любовью, а все ребята, даже двоечники, у нас хорошие, добрые, умные.
— Сколько волонтёров и детей участвовало в проекте?
— В рамках программы развития корпоративных волонтёров «Ледокол» мы создали волонтёрскую команду, в неё вошли 8 взрослых, которые отвечали за организацию досуга для детей.

Одновременно мы начали подключать к проекту детей. Сначала мы планировали, что участвовать будут только дети сотрудников, но в итоге привлекли детей извне.

У пятерых детей родители работают на Быстринском ГОК, а ещё семь — это восьмиклассники читинской средней образовательной школы № 38 с углублённым изучением немецкого языка. Я специально ездила туда, рассказывала о проекте. Им заинтересовалась завуч школы по воспитательной работе Алеся Савва, и желающие быстро нашлись.
— Какие мероприятия вы организовали для детей?
— Мы спланировали более 10 мероприятий. Среди них были общественно полезные, например уборка мусора, развивающие, развлекательные. Мы проводили экскурсии по памятным местам Читы, делали упражнения на спортивных площадках и просто гуляли по парку. Участвовали в «Маёвке» и праздновании Дня города — ездили на площадь, ели мороженое, слушали выступления артистов.

Открыли мы и читальный клуб. Дети читали книги, а потом мы все вместе их обсуждали. В основном ребята выбирали произведения из школьной программы. Почему бы не совместить приятное с полезным? С одной стороны, провести время в живой беседе, поспорить, пошутить, с другой — получить новые знания, которые в школе пригодятся.

В нашем офисе после окончания рабочего дня мы играли в настольные игры. Это занятие так увлекало детей, что они даже на еду с трудом отрывались. Всем было интересно.
— А как вы контролировали занятия детей вне мероприятий?
— Нас поддержали родители. Мы провели с ними собрание, объяснили, чего мы хотим. Также пригласили психолога, который побеседовал и с детьми, и со взрослыми. У каждого ребёнка был свой куратор из волонтёрской команды, который знал недельное расписание подопечного: посещения секций, занятия с репетитором. В родительской группе в WhatsApp мы получали информацию обо всём, что делал ребёнок в течение дня.

Сами дети тоже присылали своим кураторам фотографии и скриншоты о том, где они были, чем занимались. За каждое полезное дело без пользования гаджетом присуждались баллы. Например, прошёл за день 10 тыс. шагов, прислал результат шагомера — получи 10 баллов. И так же с посещением наших мероприятий, тренировками, дополнительными занятиями.

Никакого принуждения у нас не было, мы ничего не запрещали. Все задания дети выполняли добровольно и с удовольствием. Мы и от родителей слышали только положительные отзывы и слова благодарности.
— Сколько длился проект и какими были результаты?
— Проект шёл почти 2 месяца — часть весны до начала лета. Все дети снизили время пребывания в виртуальном пространстве, некоторые — с 14 до 2 часов. И даже эти 2 часа тратили только на звонки родителям или посещение школьного сайта, чтобы узнать домашнее задание. Я и сама заметила положительные изменения, ведь мой сын Артём тоже участвовал в проекте. Он стал лучше учиться, вернулся к занятиям спортом, которые забросил.
— Планируете ли вы продолжать проект «Абонент недоступен»?
— Конечно, хотелось бы набрать новую группу детей, подключить другие школы. Но для этого нужно подобрать команду таких же «сумасшедших» и вовлечённых людей. Мне нужны единомышленники с горящими глазами, любовью к детям и умением находить время на занятия с ними. Так что жду укрепления команды и готова продолжать.
— Как «Норникель» помогал в реализации проекта?
— Прежде всего финансово. Мы относимся к деньгам экономно. Сознательно планировали наименее затратные мероприятия. Зачем оплачивать спортклуб, когда у нас в городе много открытых спортивных площадок? Так что деньги даже остались. Их можно будет использовать на другие полезные дела.

Также компания организовывает много образовательных мероприятий, на которых черпаешь много познавательной и ценной информации. Устраиваются съезды волонтёров со всех уголков нашей необъятной страны, где можно обменяться информацией, своим опытом.
— В каких ещё волонтёрских проектах вы участвовали?
— От лица «Норникеля» мы внесли свой вклад в благоустройство этнопарка «Сухотино» в Чите. В 2023 году он был признан особо охраняемой природной территорией и только начал развиваться. В «Сухотино» расположена Титовская сопка, где найдены стоянки неандертальцев возрастом 60 тыс. лет. Так что этнопарк представляет интерес и с научной точки зрения: здесь проводятся раскопки.

Вместе с командой Ольги Перовой «Даурия» мы установили лавочки и урны на вершине сопки. Теперь с самой высокой точки города можно с комфортом любоваться прекрасными видами на лес и реку Ингоду.
— Что лично вам даёт волонтёрство?
— Волонтёрство для меня стало сменой вида деятельности, отвлечением от работы. Но главное, приятно вкладывать силы, любовь и заботу в людей, которые в этом нуждаются, в свой родной город. Вообще, волонтёрством я занимаюсь уже давно, и в Чите меня хорошо знают. Со всего города мне везут одежду, пряжу, старые вещи, а я нахожу для них новое применение. Другие волонтёры вяжут из шерсти варежки, шарфы и снуды, перешивают одежду и отправляют её нуждающимся.

Даже на работе я не оставляю этого занятия. На комбинате образуется много списанной спецодежды. Я договорилась с руководством, чтобы полукомбинезоны и куртки вместо утилизации отправлялись пенсионерам, живущим в деревнях нашего района. А из аптечек с истёкшим сроком годности забираю ножницы, градусники, вату, бинты и другие непортящиеся средства, чтобы передать через волонтёров людям, которым они нужны и важны.

Иногда спрашиваю себя: «Василина, зачем тебе всё это надо?» Но на следующий день продолжаю делать то же самое. Я росла в советское время. Нас учили уважать старших, не обижать младших и всегда всем помогать. Как меня воспитали родители, так я и живу. Я люблю свои свою страну, людей и компанию, в которой я работаю!

Фотографии Василины Корниловой

Февраль, 2025
2025-02-27 19:43 Общество Чита Личный опыт