Nornickel ESG Insights
|
|
Объединяем усилия для лучшего будущего
RU
|
Кейсы

Вдохновение, которое дарит Арктика

26 января в парке «Зарядье» стартовал проект «Исследователь и художник: искусство в экспедиции». Организаторы посвятили его исследованиям Арктики за последние 400 лет и приурочили к завершению второго года Большой научной экспедиции Сибирского отделения РАН.
Проект идет сразу на нескольких площадках: в парке «Зарядье», Государственном Дарвиновском музее и РГХПУ им. С.Г. Строганова. Его участниками стали музеи Красноярска, Норильска, Архангельска, Дудинки, Сибирского отделения и Института океанологии РАН.

В рамках проекта запланирована обширная просветительская программа с лекциями и мастер-классами ученых, художников, арт-критиков. Это уникальное начинание стало возможно благодаря компании «Норникель», которая два года поддерживает и Большую научную экспедицию.

СТАНИСЛАВ СЕЛЕЗНЕВ,
вице-президент «Норникеля» по экологии и промышленной безопасности:

«Для нашей компании важна триада «наука, искусство и культура». Мы хотим, чтобы результаты наших экспедиций были доступны, понятны, интерпретированы в человеческий язык и донесены до максимально большого количества людей. А вообще, я таких проектов раньше не видел. Приятно, что собранные здесь арт-объекты могут показать всю историю и все грани отношения человека к Арктике».

Во славу первопроходцев

Проект недаром стартовал в парке «Зарядье». Здесь расположен памятник архитектуры XVI века – Старый Английский двор. Именно отсюда отправлялись в Арктику первые научные и промысловые экспедиции. В небольших помещениях с низкими сводчатыми потолками посетители могут увидеть историческую часть экспозиции. Много экспонатов в средневековых комнатах не поместишь, зато каждый из них уникален.
Здание Английского посольства в парке «Зарядье»
Например, старинные карты Арктики показывают, как менялись представления о ней с течением веков. При царе Алексее Михайловиче освоение только начиналось, поэтому опирались на карты поздней Античности. Древним Арктика представлялась как отдельный континент с Северным полюсом посередине. Затем были экспедиции Баренца и Беринга – каждая из них делала очертания Арктики более похожими на современные.
С появлением первых русских городов – Мангазеи и Пустозерска – началось более близкое знакомство с местными жителями. В экспозиции представлены изделия коренных народов – резьба по бивню мамонта.

В последнем зале экспозиции выставлены экспонаты XIX века, когда Арктика превратилась в арену соперничества ведущих держав. Правительство России финансировало все новые и новые экспедиции, был проложен Северный морской путь, построена железная дорога. В каждой экспедиции ученых сопровождали художники, ведь других способов запечатлеть научные наблюдения тогда не было. Многие потом посвятили Арктике всю жизнь.

Среди них Александр Борисов – звезда мировой величины, чьи картины выставлены в музее Орсе в Париже. В экспозиции можно увидеть его полотно «Полярная ночь на Крайнем Севере. Закат», которое художник создал для Николая II.
При верхнем электрическом освещении картина выглядит темной. Но если посветить на нее сбоку фонариком смартфона, то льдины станут ярко-синими, небо приобретет фиолетовые оттенки, а море окрасится багрянцем заката. Дело в том, что в XIX веке картину показывали при боковом свечном освещении – отсюда такой эффект
Художники XIX века были настоящими фанатиками. Только увлеченные люди могут рисовать с натуры на 40-градусном морозе.
Французский карикатурист сделал шарж на Борисова, где тот изображен на пленэре в Арктике в окружении белых медведей
Представлена в экспозиции и работа ненецкого художника Тыко Вылки. Он был проводником экспедиций Владимира Русанова и других исследователей, где по примеру других художников начал рисовать. Для коренного ненца Арктика – это не суровый негостеприимный край, а родной дом. Поэтому и северное сияние на его полотне – это край одежды доброго божества, которое помогает местным жителям.
Работа ненецкого художника Тыко Вылки
Искусство и предметы быта коренных народов Арктики вдохновили художников русского авангарда. В экспозиции выставлена одежда нганасанов с Таймыра – их сейчас осталось только 200 человек. В свое время шубы из кусочков меха, больше похожие на скафандры, показали в Императорском этнографическом музее.
Это стало культурным событием. Красно-бело-черный скупой геометрический орнамент с черным квадратом не раз воспроизводился на картинах Казимира Малевича, Павла Филонова и Ольги Розановой. Возникает мода на Арктику – ее мотивы воспроизводят в фарфоре, стекле, открытках. В экспозиции можно увидеть флакон одеколона «Северный». На его крышке – белый медведь, который выполнен по эскизу Малевича. Художник нарисовал животное так, как его изображали жители Арктики.
Флакон одеколона «Северный»

Искусство во имя науки

В современном здании «Заповедного посольства», которое известно москвичам своим флорариумом, представлена другая экспозиция проекта. Она посвящена Science Art – направлению современного искусства на стыке художественного восприятия, науки и технологий. Среди экспонентов – как профессиональные художники, так и ученые, которые начали свой путь в искусство через научные лаборатории. Многие из них побывали в Арктике, откуда привезли идеи для своих произведений, а некоторые – даже материал.

Например, Вера Петрова, уроженка Якутии. Ее работы – это композиции из живого мха-лишайника в больших стеклянных банках. Внутри создана замкнутая биосистема с водой и микроорганизмами, которые ее очищают.
Профессиональный художник Дмитрий Минайлов оживляет мертвый материал. Он экспериментировал с печатными техниками – плавил пластик – и однажды случайно получил на нем отпечаток древесины. С тех пор он создает уникальные картины, где в пластике застыли растения, листья, насекомые и другая органика. Для работы Дмитрию нужно много материала. Он начал собирать пластиковые бутылки везде, где только мог, и вскоре стал экологическим активистом.
В другой интересной технике – фотограмме – работает Лара Федотова. Изображения получают фотохимическим способом, без фотоаппарата. Предмет помещают на фотобумагу и освещают так, чтобы на нее попала его тень. В экспозиции Лара представила свои снимки воды Москвы-реки и двух карьерных озер в лунном свете, поэтому она называет их лунограммами.
Художник считает, что на этих фото вода словно разговаривает с нами, раскрывает свои тайны, в том числе и не очень приятные. Так, в карьерных озерах четко видны следы химических загрязнений
Вода, правда, в виде химической формулы вдохновляет и Еву Никонову. Она часто ездит в экспедиции, привозит оттуда большие куски яшмы, апатита и базальта. После обработки у Евы получаются молекулы воды в виде одного большого шара и двух поменьше.
Цель арт-объектов – принести гармонию в мир мегаполиса. Жаль, что экспонаты накрыты стеклянными колпаками. Их так и хочется потрогать, ведь гладкие камни всегда вызывают приятные тактильные ощущения
А вот инсталляции Дмитрия Платонова можно не только трогать, но и крутить вокруг собственной оси. При каждом повороте по соединенным между собой трубкам перетекает вверх-вниз подкрашенная голубым вода. Наблюдать за этим – своего рода арт-терапия. Дмитрий не отрицает такого эффекта, но считает, что его работы символизируют жизнь. Ее течение беспрерывно, но его всегда можно и остановить. Мы несем ответственность за все, что происходит на нашей планете. В том числе и в Арктике, которую символизирует синий цвет воды в инсталляциях.
К миру Арктики и ее коренных народов обращается Мила Введенская. С помощью техники прожигания ткани горячими иголками и росписи маркерами она воссоздает орнаменты и символику людей Севера, его скупые ландшафты. Художник не скрывает своего восхищения людьми, которые живут на территории, где под ногами всего 20 см земли. Но они не выживают, а именно полноценно живут в условиях, которые нам покажутся невыносимыми.

Все работы художников, которые представлены в экспозиции, пронизаны любовью к природе, осознанием ее хрупкости. Но есть в них и научная страсть к постижению природы, познанию ее тайн. И Арктика, которая далеко не изучена до конца, еще долго будет привлекать художников Science Art.

ВЛАДИМИР БУРМАТОВ,
первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по экологии:

«Арктика – это неотъемлемая часть нашей страны и кладовая наших богатств. Это культура и традиции целых регионов, а также коренных народов. Это территория научных открытий. Проект, который мы сегодня здесь увидели, показал, что это еще и вдохновение, и объект творчества».

Фотобанк «Норникеля»

Февраль, 2024
Общество Россия Местные сообщества