Кейсы

Вдохновение, которое дарит Арктика

26 января в парке «Зарядье» стартовал проект «Исследователь и художник: искусство в экспедиции». Организаторы посвятили его исследованиям Арктики за последние 400 лет и приурочили к завершению второго года Большой научной экспедиции Сибирского отделения РАН.
Проект идет сразу на нескольких площадках: в парке «Зарядье», Государственном Дарвиновском музее и РГХПУ им. С.Г. Строганова. Его участниками стали музеи Красноярска, Норильска, Архангельска, Дудинки, Сибирского отделения и Института океанологии РАН.

В рамках проекта запланирована обширная просветительская программа с лекциями и мастер-классами ученых, художников, арт-критиков. Это уникальное начинание стало возможно благодаря компании «Норникель», которая два года поддерживает и Большую научную экспедицию.

СТАНИСЛАВ СЕЛЕЗНЕВ,
вице-президент «Норникеля» по экологии и промышленной безопасности:

«Для нашей компании важна триада «наука, искусство и культура». Мы хотим, чтобы результаты наших экспедиций были доступны, понятны, интерпретированы в человеческий язык и донесены до максимально большого количества людей. А вообще, я таких проектов раньше не видел. Приятно, что собранные здесь арт-объекты могут показать всю историю и все грани отношения человека к Арктике».

Во славу первопроходцев

Проект недаром стартовал в парке «Зарядье». Здесь расположен памятник архитектуры XVI века – Старый Английский двор. Именно отсюда отправлялись в Арктику первые научные и промысловые экспедиции. В небольших помещениях с низкими сводчатыми потолками посетители могут увидеть историческую часть экспозиции. Много экспонатов в средневековых комнатах не поместишь, зато каждый из них уникален.
Например, старинные карты Арктики показывают, как менялись представления о ней с течением веков. При царе Алексее Михайловиче освоение только начиналось, поэтому опирались на карты поздней Античности. Древним Арктика представлялась как отдельный континент с Северным полюсом посередине. Затем были экспедиции Баренца и Беринга – каждая из них делала очертания Арктики более похожими на современные.
С появлением первых русских городов – Мангазеи и Пустозерска – началось более близкое знакомство с местными жителями. В экспозиции представлены изделия коренных народов – резьба по бивню мамонта.

В последнем зале экспозиции выставлены экспонаты XIX века, когда Арктика превратилась в арену соперничества ведущих держав. Правительство России финансировало все новые и новые экспедиции, был проложен Северный морской путь, построена железная дорога. В каждой экспедиции ученых сопровождали художники, ведь других способов запечатлеть научные наблюдения тогда не было. Многие потом посвятили Арктике всю жизнь.

Среди них Александр Борисов – звезда мировой величины, чьи картины выставлены в музее Орсе в Париже. В экспозиции можно увидеть его полотно «Полярная ночь на Крайнем Севере. Закат», которое художник создал для Николая II.
Художники XIX века были настоящими фанатиками. Только увлеченные люди могут рисовать с натуры на 40-градусном морозе.
Представлена в экспозиции и работа ненецкого художника Тыко Вылки. Он был проводником экспедиций Владимира Русанова и других исследователей, где по примеру других художников начал рисовать. Для коренного ненца Арктика – это не суровый негостеприимный край, а родной дом. Поэтому и северное сияние на его полотне – это край одежды доброго божества, которое помогает местным жителям.
Искусство и предметы быта коренных народов Арктики вдохновили художников русского авангарда. В экспозиции выставлена одежда нганасанов с Таймыра – их сейчас осталось только 200 человек. В свое время шубы из кусочков меха, больше похожие на скафандры, показали в Императорском этнографическом музее.
Это стало культурным событием. Красно-бело-черный скупой геометрический орнамент с черным квадратом не раз воспроизводился на картинах Казимира Малевича, Павла Филонова и Ольги Розановой. Возникает мода на Арктику – ее мотивы воспроизводят в фарфоре, стекле, открытках. В экспозиции можно увидеть флакон одеколона «Северный». На его крышке – белый медведь, который выполнен по эскизу Малевича. Художник нарисовал животное так, как его изображали жители Арктики.

Искусство во имя науки

В современном здании «Заповедного посольства», которое известно москвичам своим флорариумом, представлена другая экспозиция проекта. Она посвящена Science Art – направлению современного искусства на стыке художественного восприятия, науки и технологий. Среди экспонентов – как профессиональные художники, так и ученые, которые начали свой путь в искусство через научные лаборатории. Многие из них побывали в Арктике, откуда привезли идеи для своих произведений, а некоторые – даже материал.

Например, Вера Петрова, уроженка Якутии. Ее работы – это композиции из живого мха-лишайника в больших стеклянных банках. Внутри создана замкнутая биосистема с водой и микроорганизмами, которые ее очищают.
Профессиональный художник Дмитрий Минайлов оживляет мертвый материал. Он экспериментировал с печатными техниками – плавил пластик – и однажды случайно получил на нем отпечаток древесины. С тех пор он создает уникальные картины, где в пластике застыли растения, листья, насекомые и другая органика. Для работы Дмитрию нужно много материала. Он начал собирать пластиковые бутылки везде, где только мог, и вскоре стал экологическим активистом.
В другой интересной технике – фотограмме – работает Лара Федотова. Изображения получают фотохимическим способом, без фотоаппарата. Предмет помещают на фотобумагу и освещают так, чтобы на нее попала его тень. В экспозиции Лара представила свои снимки воды Москвы-реки и двух карьерных озер в лунном свете, поэтому она называет их лунограммами.
Вода, правда, в виде химической формулы вдохновляет и Еву Никонову. Она часто ездит в экспедиции, привозит оттуда большие куски яшмы, апатита и базальта. После обработки у Евы получаются молекулы воды в виде одного большого шара и двух поменьше.
А вот инсталляции Дмитрия Платонова можно не только трогать, но и крутить вокруг собственной оси. При каждом повороте по соединенным между собой трубкам перетекает вверх-вниз подкрашенная голубым вода. Наблюдать за этим – своего рода арт-терапия. Дмитрий не отрицает такого эффекта, но считает, что его работы символизируют жизнь. Ее течение беспрерывно, но его всегда можно и остановить. Мы несем ответственность за все, что происходит на нашей планете. В том числе и в Арктике, которую символизирует синий цвет воды в инсталляциях.
К миру Арктики и ее коренных народов обращается Мила Введенская. С помощью техники прожигания ткани горячими иголками и росписи маркерами она воссоздает орнаменты и символику людей Севера, его скупые ландшафты. Художник не скрывает своего восхищения людьми, которые живут на территории, где под ногами всего 20 см земли. Но они не выживают, а именно полноценно живут в условиях, которые нам покажутся невыносимыми.

Все работы художников, которые представлены в экспозиции, пронизаны любовью к природе, осознанием ее хрупкости. Но есть в них и научная страсть к постижению природы, познанию ее тайн. И Арктика, которая далеко не изучена до конца, еще долго будет привлекать художников Science Art.

ВЛАДИМИР БУРМАТОВ,
первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по экологии:

«Арктика – это неотъемлемая часть нашей страны и кладовая наших богатств. Это культура и традиции целых регионов, а также коренных народов. Это территория научных открытий. Проект, который мы сегодня здесь увидели, показал, что это еще и вдохновение, и объект творчества».

Фотобанк «Норникеля»

Февраль, 2024
2024-02-26 19:08 Общество Россия Местные сообщества