Nornickel ESG Insights
|
|
Объединяем усилия для лучшего будущего
RU
|
Кейсы

Единственный в мире порт, который каждый год уходит под воду

Дудинский порт работает при экстремальных температурах и в условиях ежегодного затопления
Льдины до 2 м шириной каждый год повреждают причалы порта Дудинка. Вода поднимается на 20 м и затапливает порт. Как при этом обеспечить стабильное снабжение Таймыра, рассказывает директор порта Алексей Новаков.
– Дудинский морской порт – самый северный и единственный ежегодно затапливаемый порт в мире. Как справляетесь?

– Для нас это стандартная ситуация, и таких портов в мире нет.

Примерно в середине мая мы останавливаем зимнюю навигацию и эвакуируем всю инфраструктуру, которая обеспечивает деятельность предприятия. Когда причалы освобождаются из-под воды, оцениваем ущерб.

Повреждения есть всегда, ведь ледоход на Енисее – один из самых сокрушительных в мире. Льдины могут достигать высоты четырёхэтажного дома. Они повреждают причалы, железнодорожные и подкрановые пути, линии электропередач. Всё это нужно восстановить. Стараемся работать как можно быстрее, чтобы снова принимать и отправлять грузы «Норникеля» и других компаний.
Алексей Новаков, начальник Дудинского морского порта, директор Заполярного транспортного филиала «Норникеля»
Начальник Дудинского морского порта – директор Заполярного транспортного филиала «Норникеля» Алексей Новаков
– Сколько времени нужно, чтобы возобновить работу порта?

– Несколько недель. Больше всего страдают причалы высотой 8 м относительно Балтийской отметки. Они используются для разгрузки судов морского класса, которые приходят к нам из Мурманска, Архангельска, с Карского моря, то есть с Северного морского пути.

Причалы высотой 14 м расположены на реке Дудинке. Они затапливаются меньше, и на них мы начинаем работу раньше – буквально сразу как проходит ледоход. К этим причалам идут речные суда и баржи с продуктами первой необходимости для жителей Арктики.
– Каков грузооборот Дудинского морского порта? И что это за грузы?

– Около 4 млн т. Лучший показатель за последние 30 лет – 4,5 млн т. Грузы разделяются на несколько видов. Это товары народного потребления – продукты питания и всё, что нужно в домашнем хозяйстве.

Для компаний-недропользователей – технологические материалы и проектные грузы. К примеру, для реализации Серной программы «Норникеля» через наш порт доставлялись металлоконструкции, оборудование подрядчиков, теплообменники весом от 147 до 230 т. Этот проект потребовал специального планирования.

Под него строились дороги, укреплялись мосты, заказывалась техника для погрузки и перевозки, устанавливались специальные опоры, которые распределяют нагрузку на причал. Для программы реновации Норильска мы тоже постоянно доставляем стройматериалы.
Более 2 млрд руб.
выделил «Норникель», чтобы Дудинский порт начал оказывать комплексную логистическую услугу. В неё входят перевозка грузов, промежуточное хранение, обеспечение сохранности, ведение документооборота, работа с браком.

К 2021 году порт закупил необходимую технику, набрал и обучил людей. Первый заказчик – «Роснефть», которая пользуется сервисом для проекта «Восток-ойл».
– Возникает ли дефицит товаров народного потребления из-за того, что доставка в основном идёт через затапливаемый порт?

– За всё время работы на Таймыре я не встречал случаев дефицита. Надо отдать должное «Норникелю», который организовал устойчивое сообщение с материком. У компании свой флот, который ходит в сопровождении ледокола, но может двигаться и сам.

Морские суда ходят по жёсткому расписанию не реже одного раза в 5-6 дней. Мы предоставляем компаниям контейнеры, лимиты по загрузке каждого судна. Предприниматели уверены, что их грузы будут доставлены. С июня по октябрь есть альтернатива перевозки речными судами.

Только скоропортящиеся продукты питания и лекарства, а также срочные грузы для строительства доставляют на самолётах.

– В порту работают жители города Дудинки или практикуется вахтовый метод?

– В некоторые периоды мы резко увеличиваем штат на 200–300 человек. Например, в сезон летней речной навигации, когда увеличивается грузооборот. Мы нанимаем людей с материка, которые работают вахтовым методом. Для них построен городок с общежитиями, столовыми, душевыми. Условия очень комфортные. Люди включены в штат компании с полным социальным пакетом. Многие вахтовые рабочие переходят к нам на постоянную работу.

В основном у нас трудятся жители города Дудинки с населением 20 тыс. человек. Наше предприятие – градообразующее. Работать в порту престижно, и часто у нас трудятся несколько поколений одной семьи. Мы поощряем трудовые династии.

Работаем с детьми со школьной скамьи, приглашаем к себе, устраиваем выставки портовой техники. Плотно взаимодействуем с местным колледжем и интернатом, где живут дети из отдалённых поселков. В прошлом году мы открыли группу по обучению операторов башенных кранов. Конкурс туда был повыше, чем в некоторые вузы!
VR-тренажёры портального и мобильного крана, тяжёлого погрузчика
установила компания в Таймырском колледже в Дудинке в 2024 году, чтобы ребята могли обучаться профессиям, нужным порту. Летом четвёртый VR-тренажёр ставят на летней набережной в Дудинке. Во время праздников к нему выстраивается очередь не меньше, чем за сахарной ватой.
– То есть вы рассчитываете на молодёжь Дудинки?

– Да. Здесь живут молодые люди, которые глубоко интегрированы в жизнь региона, адаптированы в бытовом и социальном плане. У них сформированы ценности, которые необходимы для работы в Заполярном транспортном филиале.

Мы готовим не только операторов кранов. Это и энергетики, механики, стропальщики, многие другие специальности. На предприятии работают курсы повышения квалификации. Управляющие кадры мы тоже растим у себя, формируем карьерные лифты.

Людям важна уверенность, что они могут сделать карьеру в компании честным трудом. И мы обеспечиваем им достойные условия труда и жизни. У нас есть своя команда КВН, творческий коллектив, организовано всё для занятий спортом. Заполярный транспортный филиал идёт в фарватере всех социальных программ «Норникеля».
656 кв. м –
площадь спортивно-оздоровительного комплекса для сотрудников Дудинского порта.
– За что конкретно вас наградили, когда выдали диплом за вклад в устойчивое развитие России?

– Предприятие вкладывает десятки и сотни миллионов рублей в экологические программы, очистку территории.

Мы реализуем программы по повышению эффективности работы порта. Внедрили уже пять из девяти инструментов бережливого производства. Заполярный транспортный филиал дважды завоёвывал кубок лидера по производительности труда в России.

В прошлом году мы первыми из российских портов получили сертификат соответствия стандартам качества и в этом году подтвердили его.
Около 10% сотрудников порта –
представители коренных малочисленных народов.
Примерно десятая часть наших сотрудников – представители коренных малочисленных народов. По моим скромным оценкам, это один из лучших показателей в России. Мы работаем с коренными малочисленными народами и их детьми, которые учатся в колледже. Заполярный транспортный филиал даёт им профессию и никогда не отказывает в приёме на работу.

Считаем, что раз «Норникель» встал на путь развития ESG, то надо по нему идти и не останавливаться.

Фотобанк «Норникеля»
Август, 2024
Управление Таймыр Местные сообщества