Инвестировать в сокращение выбросов парниковых газов или перестраивать инфраструктуру под изменения? Сместился ли фокус климатической повестки за последнее время? Ответы на эти вопросы определяют стратегию промышленных компаний в контексте изменения климата
Митигация — это комплекс мер для снижения негативных воздействий на изменения климата, а именно снижение выбросов парниковых газов. Среди таких мер, например, переход от ископаемых видов топлива к возобновляемым источникам энергии, энергосбережение.
Адаптация — это комплекс мер, которые позволят экологическим, социальным и экономическим системам приспособиться к неблагоприятным последствиям. Среди таких мер, например, учёт изменений при управлении рисками, инфраструктурные изменения, новации в сельском хозяйстве.
СТАНИСЛАВ СЕЛЕЗНЁВ:
«В Арктике всё стоит на вечной мерзлоте. От месторождений идут сотни километров газовых трубопроводов, и их целостность зависит от состояния вечной мерзлоты. Так же как ЛЭП зависят от погодных условий и обледенения. Это для нас критично, поскольку связано с жизнеобеспечением целого региона. Нам нужны определённость и понятные прогнозы».
ОЛЬГА КАЛАШНИКОВА:
«Несмотря на все сложности, сегодня «Северсталь» — единственная компания чёрной металлургии в стране, которая реализует стратегию декарбонизации. По результатам 2024 года мы достигли краткосрочной цели по уменьшению интенсивности выбросов парниковых газов: при целевом значении -3% относительно 2020 года мы добились показателя -3,4% благодаря реализации 35 проектов общей стоимостью 24,7 млрд руб.
К 2030 году мы планируем снизить интенсивность на 10%. Компания сможет сократить выбросы парниковых газов более чем на 2 млн т СО2‑экв./год. Инвестиции в ключевой проект строительства комплекса по производству железорудных окатышей на Череповецком металлургическом комбинате составят 116 млрд руб.
В ближайшие отчёты мы также включим планы по адаптации к изменениям климата и климатическим рискам».
ЕВГЕНИЙ ХИЛИНСКИЙ:
«В России необходимо построить систему государственных стимулов, чтобы бизнесу было интересно заниматься климатической повесткой. Сегодня митигация — это выгодный бизнес, который приносит до 40% маржи. А вот адаптация — нет.
Компания, которая в публичном поле красиво совместит свои адаптационные усилия с выгодой для страны, регионов, получит очень хороший, прежде всего международный, профит. Если, конечно, решит проблему № 1 — как вписать адаптацию в поток денежных средств».
АЛЕКСАНДР ГИНЗБУРГ:
«Без общемировой государственной политики, единого принятого решения, общего базового сценария толка не будет. Сами климатологи не могут обеспечивать политические и экономические действия. Кроме того, существуют разные сценарии грядущего изменения климата, и сегодня невозможно выдать властям одну конкретную цифру, точный сценарий будущего и план действий.
Властям придётся принимать политические решения, выбирать, какие расчёты брать за основу. А сначала мировое сообщество и государства должны создать климат для климатических исследований, тогда результаты будут получаться быстрее и качественнее».
НИКОЛАЙ КУРИЧЕВ:
«Очень важно, чтобы мы прекратили думать про климатическое регулирование как про бесполезные затраты. Это неверно в принципе. Не надо выпадать из повестки только потому, что происходит смена международной парадигмы, а мы временно вышли из глобальных процессов. Это время надо использовать на осмысление проблемы и её решения, создать научный, экспертный, технологический, организационный задел. Когда откроется второе дыхание, мы сможем успешно двигаться дальше».