Тренды

Первые пять шагов к ESG: рекомендации из опыта «Норникеля»

Чтобы привлечь клиентов и инвесторов, компании уделяют всё больше внимания вопросам устойчивого развития. «Норникель» идёт по этому пути не один десяток лет и, как один из отраслевых мировых лидеров ESG-повестки, делится опытом – с чего начать.
Предлагаем чек-лист, по которому любая компания может спланировать работу по внедрению принципов устойчивого развития в бизнес-процессы. Важно понимать, что перечисленные действия – не полный список, а лишь топ-5 приоритетов. Мы исходим из нашего опыта, которым мы рады поделиться.

Внедрение ESG – это планомерная и постоянная работа, переход к устойчивому развитию потребует ресурсов. Но если этого не сделать сейчас, то через 5–10 лет бизнес может стать нежизнеспособным.

Совет 1. Включите ESG-повестку в число стратегических направлений развития компании.

Начнем с простого – на что ориентироваться? Прежде всего стоит обозначить приоритетные направления стратегии, где есть максимальная синергия с бизнес-потребностями компании.

Далее можно изучить и выбрать приоритетные для вас цели устойчивого развития, размещённые на сайте ООН, а также ознакомиться с национальными проектами России, информация о реализации которых размещена на ресурсе национальныепроекты.рф.

Следующим шагом зафиксируйте в декларативных документах основные подходы и видение компании, как реализовать повестку устойчивого развития.

Далее, чтобы контролировать внедряемые бизнес-процессы, потребуется разработать корпоративные нормативно-методические документы. Если компания присутствует в нескольких регионах, то нужно распространить действие документов на региональный уровень. При необходимости документы могут быть адаптированы с учётом особенностей работы региональных подразделений.

Также важно помнить, что необходимо обеспечивать постоянный мониторинг и адаптацию документов и процессов компании под регуляторные требования на уровне страны и мира. По нашему опыту, корректировки на уровне нормативных документов требуются раз в несколько лет.

Например, в 2024 году компания обновила стратегию в области экологии и климатических изменений в связи с ужесточением российского законодательства и международных стандартов в области экологии. Предыдущую версию стратегии совет директоров «Норникеля» утвердил в 2021 году.

Совет 2. Сформируйте команду по управлению вопросами, связанными с устойчивым развитием. Вертикаль управления должна строиться от структур на уровне топ-менеджеров – это независимые директора, профильные комитеты при совете директоров, вице-президент, отвечающий за ESG-направление, – до специалистов, в том числе в регионах присутствия компании.

Выбирайте людей, которые смогут стать амбассадорами повестки и транслировать ценности компании другим сотрудникам.

Работа некоторых специалистов компании изначально соответствует целям устойчивого развития. Например, это руководитель подразделения промышленной безопасности и охраны труда. А вот менеджер, которому поручат подготовку нефинансовой отчётности, скорее всего, будет новым сотрудником в компании, которая только начинает «примерять» на себя критерии ESG.

Амбассадорами ESG-повестки компании могут выступать как сами сотрудники, так и внешние эксперты, которые разделяют принципы и ценности устойчивого развития и активно участвуют в ESG-проектах. Например, амбассадором экомарафона «ПонесЛось» в 2022 и 2023 годах был олимпийский чемпион по фигурному катанию Алексей Ягудин. Важно, что Алексей – не просто известный спортсмен. Он глубоко погружён в тему экологических проблем и старается личным примером вовлечь в волонтёрство как можно больше людей.

Совет 3. Создайте базу знаний с теми проектами компании, которые можно отнести к категориям ESG. Разработайте внутренние индикаторы этих проектов. Будьте готовы развивать и совершенствовать их с учётом лучших российских и международных практик.

Один из ярких ESG-проектов «Норникеля» – программа «Мир новых возможностей». Структура программы похожа на матрицу, которая охватывает все направления устойчивого развития. При этом каждый проект несёт пользу своей целевой аудитории: некоммерческим организациям, бизнесу, социальным предпринимателям, учащимся и учителям.

Программа постоянно обновляется – уходят проекты, которые не вызывают интереса, и появляются новые, которые предлагают сами участники программы. Интересно наблюдать, как стремительно новоиспечённые участники программы становятся настоящими амбассадорами ESG-повестки.

Совет 4. Занимайтесь подготовкой публичной нефинансовой отчётности. В документе важно рассказывать, как компания заботится об окружающей среде в регионах присутствия, реализует социальные программы для сотрудников и местных жителей, повышает прозрачность бизнес-процессов.

Старайтесь вовлекать в ваши ESG-проекты разные группы заинтересованных сторон, например инвесторов, клиентов, партнёров или сотрудников. Получая от них обратную связь, вы будете знать, какие актуальные и интересные темы важно раскрывать в публичной отчётности. О том, как менялась отчётность «Норникеля», можно прочитать в статье.

Совет 5. Пересмотрите внутреннюю корпоративную культуру и сделайте устойчивое развитие её неотъемлемой частью. Помните, что каждый сотрудник может внести свой вклад в развитие повестки и стать лидером изменений в коллективе.

Например, волонтёрство на корпоративном уровне позволяет «Норникелю» выявлять лидеров изменений. На базе волонтёрских проектов компания создала модель взаимовыгодного партнёрства между компанией и сотрудниками, между бизнесом и местными сообществами.
2024-07-30 20:02 Управление В мире Тенденция